Методы социологических исследований в журналистике.

Автор: Балгин Рафаэль

Методы социологических исследований в журналистике:

  • Выборка исследования;
  • Социологический мониторинг рынка журналистских услуг;
  • Формирование актуального перечня направлений журналистской работы посредством мониторинга;
  • Биографический метод социологии;
  • Практические советы к разработке анкеты;
  • Виды интервью, построение беседы;
  • Способы анализа эмпирических данных;
  • Работа со статистикой, компьютерные программы обработки данных;
  • Социология личности в социальной работе журналиста;
  • Стратификационная структура современного общества;

Программа прикладного социологического исследования, включенная в этот курс (проблема, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, выдвижение рабочих гипотез), является ключевым звеном в усвоении будущими журналистами навыков социологических исследований. Роль социологии в социальной работе и журналистской практике, рассматриваемая в программе дает широкий диапазон персональных направлений исследований для журналистов.

Социологические методы сбора данных: наблюдение, документальные источники, анкетные опросы и интервью, некоторые психологические процедуры в настоящее время являются для профессиональных журналистов нашей страны и мира в целом основой для проведения расследований и достоверного раскрытия фактов.

Принципы социологического мониторинга рынка журналистских услуг позволяют рассматривать программу как пособие для формирования актуального перечня направлений журналистской работы.

Биографический метод социологии, являясь составным звеном, представленным в программе, дает ряд преимуществ журналистам, владеющим этим методом. Практические советы к разработке анкеты, виды интервью, построение беседы и способы анализа эмпирических данных позволяют студентам, проходящим курс, глубже вникать в контекст событий.

Социологические исследования виртуальной журналистики:

  • Работа журналиста в Интернет-форумах;
  • Социальные адресные обращения журналиста в сети;
  • Моделирование общественного мнения в Интернет-аудиториях через социологически обоснованные журналистские расследования;
  • Разработка стратегий социальной работы в интернет;
  • Работа с ресурсами сети.

Контрольные вопросы к экзамену:

  1. Основания дифференциации социальных технологий и видов исследований в журналистике.
  2. Инновационные социальные технологии: перспективы применения и новации в журналистской среде.
  3. Чем определяется роль социологии в социальной работе журналиста?
  4. Качественные и количественные методы социологии и их применение в журналистике.
  5. Исследование проблем рынка журналистских услуг посредством мониторинга.
  6. Социологические опросы мониторинги, омнибусы.
  7. Охарактеризуйте содержание, формы и методы социальной работы со следующими категориями населения: женщины, мигранты, беженцы, инвалиды, молодежь.
  8. В чем проявляется социальная дискриминация женщин?
  9. В какой степени занятость определяет независимость женщины?
  10. Основные социальные проблемы инвалидности.
  11. Какие технологии социальной работы приемлемы для решения проблем вынужденных мигрантов?
  12. В чем состоят особенности молодежи как социальной страты общества? Молодежная субкультура.
  13. Проектно-организаторская функция технологий социальной работы.
  14. Инструментально-практическая функция технологий социальной работы.
  15. Эвристическая функция технологий социальной работы.
  16. Социальная диагностика в социальной работе.
  17. Этапы социальной диагностики.
  18. Социальная экспертиза.
  19. Технология социального прогнозирования.
  20. Социальная диагностика (проблема на выбор).
  21. Особенности социального посредничества журналистов.
  22. Консультирование в социальной работе.
  23. Дистанционное консультирование в практике социальной работы журналиста.

Литература:

  1. Дядченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М. 1993
  2. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М.1983.
  3. Анурин В. Ф. Проблемы эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // Социологические исследования М.: 1993. №4 с. 87-96
  4. Балабанов С. С. Социальные типы и социальная стратификация // Социологический журнал 1995. №2. С.114-123
  5. Дюргейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. C. 350.
  6. Социокультурный анализ гендерных отношений. Саратов: СГТУ, 1998
  7. Бондарь Л. А. Социальная работа и молодежные организации. М. 1991
  8. Молодежная политика: международный опыт. М.: Институт молодежи. 1992
  9. Социальная антропология на пороге 21 века. М. 1999
  10. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе // Теория и методика социальной работы. М. 1994
  11. Бабкова П. Прогнозирование и моделирование социальных процессов. М. 1994
  12. Социальное прогнозирование и моделирование. М. 1995.
  13. Аверьянов Л. И. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М. 1987
  14. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Специальный практикум по социальной психологии. М. 1990

Источник: Кафедра ЮНЕСКО КазНУ